Антонио Гауди. Художественный Металл. - Громовъ
Антонио Гауди. Художественный Металл.

Антонио Гауди (1852-1926) - испанский (каталонский) архитектор, работавший в направлении модерн, но создавший свой неповторимый и узнаваемый стиль. Большинство его причудливо-фантастических работ возведено в Барселоне.

Антонио Гауди – это уникальный, исключительный феномен в европейской архитектуре. Он с неповторимой экспрессивностью интерпретировал достижения средневекового зодчества, сумев сохранить его конструктивные принципы. Элементами, характерными для стиля Гауди, являются проемы с округлыми, если не сказать нерегулярными, контурами и волнообразные стены. Одним из его выдающихся достижений стало использование параболических арок и наклонных опор, пришедших на смену классическим аркбутанам. Была у него и еще одна своеобразная черта: он проектировал крыши, не довольствуясь плоскими поверхностями, а прибегая к сложным формам и абстрактным декоративным элементам.

В понимании Гауди геометрия была тесно связана с природой. Манера использования архитектором камня и железа была очень оригинальной: мастер всегда исходил из природных элементов.

Гауди был особенным архитектором. Его творчество очень трудно отнести к какому-либо одному из современных ему художественных течений. Неоготический стиль оказал заметное влияние на Гауди в самом начале его карьеры. Тем не менее, вскоре этот стиль уступил место другим. Например ближневосточное или мавританское влияние заметно в Винных погребах Гуэль в Лес Кортс (1884-1887), вилле Эль Капричо в Комильясе (1883-1885) и доме Висенс в Барселоне (1883-1888). Известно, что в этот период в распоряжении архитектора находились фотографии, присланные из Великобритании и изображавшие некоторые здания Индии и Египта.

В последние годы XIX века Гауди демонстрировал более натуралистический стиль, что нашло отражение в Винных погребах Гуэль в Гаррафе (1895-1897) и в проекте для африканских католических миссий в Танжере (1892-1912). Затем наступил период, рассматриваемый как самый модернистский. Наглядными иллюстрациями к нему служат Рождественский фасад Саграда Фамилия,Дом Кальвет и ворота Усадьбы Миральес.

Наконец, Гауди создал творения, наиболее показательные для его стиля: Дом Бальо и дом Мила (1906-1912).

При возведении Саграда Фамилия Гауди на протяжении многих лет прорабатывал и оттачивал структурные и орнаментальные формы. Работая над этим проектом, архитектор по-прежнему находил главный источник вдохновения в природе. В первых набросках прослеживается четкая неоготическая тенденция, затем наблюдаются изменения в сторону увеличения декоративных элементов, характерных для стиля модерн.

Эта «эволюция стилей» явственно чувствуется в различной символике, которую использовал архитектор, декорируя свои творения. Здесь мы видимо античные символы, элементы средневековой геральдики, религиозного символизма и, наконец, реалистичное изображение растений и животных.

Биография

Антонио Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 года в городе Реус (провинция Таррагона) в семье ремесленников.  

4 января 1878 года Антонио Гауди получил диплом архитектора. Отныне он полностью посвятил себя работе над своими творениями.

С первых шагов профессиональной деятельности Гауди проявил себя как художник, наделенный многими талантами. Он брался за самые разнообразные работы, например делал эскизы фонарей на площади Рейал в Барселоне, эскизы предметов мебели для капеллы-усыпальницы маркиза Комильяса, спроектировал витрину для перчаток из кованого железа, дерева и стекла для торгового дома Эстеве Комельи, демонстрировавшуюся на Всемирной Парижской выставке, и даже цветочный киоск.

Гауди не любил доверять бумаге свои размышления об эстетике, и поэтом нам известная только одна его статья, опубликованная в 1881 году в газете La Renaixensa. В конце 1870-х годов Гауди познакомился с Эусебио Гуэлем, ставшим через несколько лет его верным и щедрым меценатом. Гуэль действительно предоставлял архитектору полную свободу при создании и претворении в жизнь его проектов. В 1882 был заложен первый камень церкви Саграда Фамилия в Барселоне. Тогда молодой Гауди еще не имел ни малейшего отношения к данному проекту. Однако через год ему поручили выполнить проект колонн крипты храма. В тот период зодчий разработал несколько проектов, со временем ставших эталонами модерна.

Любовь Гауди к природе была главным источником вдохновения при выполнении всех его проектов. Дом Висенс(1883-1888) в Барселоне примечателен своим фасадом, почти полностью покрытым облицовочной плиткой с маленькими желтыми цветочками. В том же 1883 году в местечке Комильяс недалеко от города Сантандер Гауди приступил в к строительству виллы Кижано, известной как Эль Капричо. 1884 год, решающий для Гауди, был ознаменован его официальным назначением на должность главного архитектора храма Саграда Фамилия. Так архитектор пустился в одну из своих крупнейших авантюр, конца которой ему не довелось увидеть и которая продолжается в и наши дни, несмотря на постоянно возрастающий темп работ. В 1880-е годы, помимо строительства храма, архитектор работал и над другими заказами. Привлечь гауди к претворению в жизнь собственных замыслов стремились представители Церкви, частные заказчики и особенно граф Гуэль. Для этого каталонского дворянина Гауди сделал множество эскизов.

Гауди без колебаний отправлялся туда, где его ждали. Именно поэтому он работал и за пределами Каталонии, где появились такие шедевры, как епископский дворец в Асторге, недалеко от Леона. 

На Всемирной Барселонской выставке 1888 года была представлена одна из работ Гауди: павильон Трансатлантической компании, принадлежавшей Антонио Лопез-и-Лопезу, еще одному крупному заказчику архитектора. В начала 1890-х годов Гауди начал работать над строительством Дома Ботинес в Леоне, а также необычной виллы Эль Капричо в Комильясе (Сантандер), заказанной Гуэлем.

Тогда же Гауди отправился в Танжер для осмотра земельного участка, где ему предстояло возвести католическую церковь, но она так и не была построена. В 1894 году он взялся за проект для Колонии Гуэль в Санта-Колома-де-Сервельо, а через четыре года приступил к строительству крипты, завершенной в 1915 году.

В последние годы XIX века и в начале следующего столетия архитектор получил несколько крупных заказов. В 1898 году начались работы по возведению Дома Кальвет, признанного в 1900 году лучшим зданием Барселоны. Затем наступила очередь Бельесгуарда (1900-1909), а также проекта скульптурной композиции, изображающей тайну Воскресения на пути к церкви Санта Кова на горе Монтсеррат, и декоративной отделки дома маркизы Кастельдосриус. На заре нового столетия граф Гудль в очередной раз обратился к Гауди с целью реализации одного из своих самых амбициозных планов: обустройства парка в Барселоне, где зеленые насаждения, портики, галереи и домики должны были находиться в полной гармонии с окружающим пейзажем. Гауди вновь продемонстрировал свою любовь к природе, сделав ее частью проекта. Несмотря на все усилия графа Гуэля и архитектора, стремившихся сделать месту реальностью, работы завершились в 1914 году, а проект так и не был реализован до конца.

В 1903 году Гауди уехал на Мальорку, в Пальму, чтобы реставрировать готический собор. В 1905 году, вернувшись в Барселону, он получил заказ на полную перестройку Дома Бальо, а в 1906 году – на реконструкцию Дома Мила, прозванного «Каменоломня». Работы по перестройке закончились лишь в 1911 году.

В 1909 году Гауди начал работать над проектом небоскреба для Нью-Йорка (не реализован). Все эти годы архитектор продолжал трудиться над возведением Саграда Фамилия и в 1925 году закончил одну из колоколен.

Гениальный архитектор скончался 10 июня 1926, через три дня после того, как его сбил трамвай в самом центре Барселоны. Тело Гауди покоится в капелле крипты Саграда Фамилия.

 

Главная / Статьи / Антонио Гауди. Художественный Металл.